Ярославль  

Например,

резюме
искать только в данном разделе
Поиск предоставляется Нигма.РФ
 

Современное резюме

18 мая 2011

Имидж профессионала

Современное резюме

Грамотно составленное резюме, отвечающее современным требованиям кадрового рынка, приносящее максимальный эффект при трудоустройстве — это, по сути, своеобразный портрет профессионала, одна из составляющих профессионального имиджа. Напомним, что понятие профессионального имиджа включает не только карьерные достижения человека, но и манеры, культуру общения, стиль одежды, деятельность в целом... И чем безупречнее этот имидж, тем эффективнее будут достижения специалиста. Каким должно быть современное резюме? Об этом мы говорим с Евгенией ОБОДКОВОЙ.

Штрихи к портрету

Евгения, как бы вы определили, что такое современное резюме?

Резюме — это тот документ, по которому в первую очередь оценивают специалиста. Это изначальный посыл, получаемый работодателем, а значит, резюме должно выявлять вашу индивидуальность и профессиональные достижения. В идеале грамотно составленное резюме — это резюме, которое сообщает работодателю, что вы именно тот, кого он искал.

В таком случае, наверное, желательно собрать информацию о работодателе прежде, чем отправлять ему резюме.

Если вы хотите устроиться на работу именно в эту компанию, а не «куда-нибудь вообще», то собрать информацию о работодателе — не просто желательно, а необходимо! Что для него важно? Активность, творческий потенциал? А может быть, наоборот, требуется человек, умеющий скрупулезно и точно выполнять поставленную задачу. Зная, в чем именно нуждается данная компания, вы сможете грамотно расставить акценты в своем резюме, подчеркнуть те качества и тот опыт, которые максимально выгодно будут представлять вас.

На что в первую очередь стоит обратить внимание при оформлении резюме?

Как ни парадоксально прозвучит — на его визуальную сторону. Ведь самого соискателя еще не видят и не слышат. Впечатление от внешнего вида резюме аналогично впечатлению от личной встречи с человеком. Мнение работодателя о претенденте складывается на 80 процентов именно визуально. И только на 20 процентов успешность резюме состоит в его содержании. Внимание невольно фиксирует: написано резюме сплошным текстом или в нем выделены какие-то части, как именно выделяется главное — сплошь и рядом жирный шрифт, курсив и подчеркивание или обозначены только основные разделы, и так далее. Работодатель уже подсознательно настраивает себя: интересен ли ему соискатель, хочет ли он с ним общаться. А от этого зависит, насколько гибко или, наоборот, жестко он будет расценивать претендента. Если интуитивно он чувствует, что в кандидате что-то «не так», то, скорее всего, содержание резюме не сможет изменить его мнения.

Как же должно выглядеть резюме?

Прописные истины: резюме, если оно не отправляется по электронной почте, должно быть напечатано на чистой белой бумаге, ни в коем случае не быть мятым, лучше всего вложить резюме в файл. Об этом, может быть, не стоило бы и говорить, если бы мне не приходилось лично получать от претендентов резюме в неприглядном виде. Скажу честно, спустя день-два я даже не могла воспроизвести, что было написано в таком резюме, потому что запоминался только неаккуратный, измятый лист. Самый оптимальный объем резюме — Одина страница листа формата А4, но допустимо, что резюме займет 2 страницы. Наиболее приемлем шрифт Times New Roman (установленный по умолчанию на всех компьютерах), размер — 12 пт, междустрочный интервал желательно полуторный. Должны быть выделены основные параграфы (опыт работы, образование и т.п.) — лучше всего полужирным шрифтом, причем он должен быть того же размера, что и основной текст, не нужно визуально перегружать резюме. Можно выделять параграфы подчеркиванием, но важно выбрать один вид выделения ко всему документу. Наименее уместен курсив, поскольку резюме — это деловой документ, а не рекламный текст. Абзацы в резюме не должны быть слишком громоздкими, лучше разбить их по смыслу на более мелкие.

В стандартных формах резюме, размещенных в Интернете, есть место для фотографии. Насколько, по-вашему, она нужна в резюме и каким должно быть изображение?

На мой взгляд, лучше разместить фотографию. Это дает более полное представление о человеке, помогает работодателю выделить конкретное резюме из огромного потока, а при личной встрече быстрее вспомнить человека и ассоциировать его с резюме. Кроме того, работодатель сразу увидит, подходит кандидат под его критерии восприятия или нет. Снимок, который вы размещаете, должен максимально соответствовать вашей цели при трудоустройстве. Мне приходилось видеть резюме с фотографией какой-нибудь симпатичной девушки, снятой на фоне моря, с развевающимися на ветру волосами, иногда даже — в купальнике. Весь вид говорит о том, что она ищет не работу, а что-то другое — может быть, супруга, может, легких денег. Работодатель подсознательно отложит такое резюме в сторону. Фото должно максимально соответствовать вашему посылу: если вы претендуете на позицию управленца — то это строгий снимок в деловой обстановке, если на вакансию промоутера — то это может быть неформальное фото, но в рамках приличия.

Опыт — на первом месте

В большинстве стандартных резюме предлагается разместить контактную информацию сразу же после указания имени и должности, на которую претендуешь. Почему эту графу следует поставить в начале, а не в конце резюме?

Давно уже принято именно так оформлять резюме: сначала разместить контактную информацию: город проживания, телефон для связи и адрес электронной почты. Когда работодатель ознакомится с резюме и, например, решит пригласить соискателя на собеседование, он легко найдет контактную информацию, вернувшись взглядом к началу документа. Вообще, структура резюме может немного отличаться. В Интернете резюме классифицируются по вакансиям, поэтому первая графа в них — указание той должности или позиции, на которую вы претендуете. В печатном варианте обычно на первое место выносится имя и фамилия соискателя, затем размещается контактная информация и уже на третьем месте указывается цель — то есть вакансия, на которую вы претендуете. Таким образом, оформление так называемой шапки резюме зависит от того, где оно размещается.

Есть ли какие-то тонкости в оформлении контактной информации?

В имидже специалиста нет мелочей. Важно даже то, какой у вас адрес электронной почты. Если вы устраиваетесь на руководящую должность, у вас не может быть в первой части адреса обозначений obezjana, konfetka, kuzja и т.п. В случае такого названия, для резюме нужно зарегистрировать ящик с новым именем, а имеющийся оставить для личной переписки. Иначе у работодателя, пусть подсознательно, но может сформироваться негативное мнение, если он сочтет ваш адрес легкомысленным.

Вернемся к структуре резюме. Какой параграф лучше поставить первым — опыт работы или образование?

Лучше начать с того, что в первую очередь интересует любого работодателя. Это — конечно, опыт работы. Многие об этом знают, но нелишне все-таки напомнить, что в данном параграфе абзацы оформляются начиная с последнего места работы — по убывающей. Если приходилось кардинально менять сферу деятельности, то в резюме принято указывать только те должности, которые соответствуют нынешней вакансии, а о том, чем приходилось заниматься еще, можно будет рассказать в личной беседе с работодателем. Но если какая-то работа предполагает наличие дополнительных компетенций, и эти компетенции вам дала иная сфера деятельности — вы, конечно, можете дополнить параграф об опыте соответствующей информацией. Например, вы претендуете на должность торгового представителя зарубежной фармацевтической компании. В этом случае наличие опыта работы фармацевтом будет не менее важно, чем опыт работы менеджером по продажам.

Сегодня рекомендуется не просто перечислять служебные обязанности в графе «Опыт работы», но и писать о своих достижениях.

Да, это — главная составляющая современного резюме. Обязательно пишите не только где и кем вы работали, но и что вы привнесли в данную организацию. Например, будучи финансовым аналитиком, вы не просто вели управленческий учет на предприятии, но и усовершенствовали модель представления результатов. Это повышает ваш рейтинг в глазах работодателя.

Логично, что после изучения опыта работы HR-специалист обратит внимание на образование. Что следует учесть при оформлении этого параграфа?

Если есть высшее образование, то не нужно перечислять все учебные заведения, которые вы окончили до его получения. А вот обучение на курсах повышения квалификации, получение дополнительного образования нужно обязательно отметить. Кроме того, если вы принимали участие в круглых столах, конференциях и других важных мероприятиях, отметьте это в резюме — данная информация выделит вас среди прочих претендентов. Вообще, все, что характеризует вас лучшим образом, нужно указывать в резюме: победы в каких-то профессиональных конкурсах, правительственные награды и тому подобное. Такого рода информацию уместно разместить в разделе «Дополнительная информация». Специалистам в области науки, искусства, медицины для этих целей можно ввести параграф «Общественное признание».

Личные особенности

Уместно ли в резюме скрыть возраст? Не секрет, что тем, кому «за 50» сложнее найти работу.

Если вы сами чувствуете дискомфорт от своего возраста, то при составлении резюме можно не указывать, сколько вам лет. Но если требуется заполнить готовую форму, в которой есть соответствующая графа, или вы точно знаете, что данному работодателю важно знать возраст кандидатов, то лучше написать год рождения. Нужно помнить, что не всегда возраст является преградой при трудоустройстве. А вот желание скрыть его может вызвать лишнее раздражение у работодателя.

«Проблемной» графой в резюме часто оказывается уровень зарплаты. На ваш взгляд, насколько важно указывать предполагаемую зарплату? И как «не продешевить»?

Если вы составляете резюме сами, а не заполняете готовую форму, и боитесь указывать предполагаемый заработок, то просто пропустите данный вопрос. Если же подобную графу приходится заполнять (как правило, она всегда есть в интернет-резюме), то вариантов два — либо написать «по договоренности», либо не побояться и все-таки написать конкретную цифру. Очень часто мы получаем столько, сколько не боимся просить. Вообще, уровень зарплаты — это тема отдельной статьи, но есть общий совет: всегда можно просить на 10-15 процентов больше своего нынешнего заработка. Кроме того, в Интернете есть специальные сайты, которые позволяют вычислить, на какой уровень зарплаты можно рассчитывать, претендуя на данную вакансию в конкретном регионе.

Для чего указывать в резюме личные качества?

Лучше написать о своих личных качествах. Безусловно, не нужно писать сочинение о себе. Достаточно указать три-четыре черты, наиболее соответствующих той вакансии, на которую вы рассчитываете. Работодателю придется сотрудничать с конкретным человеком, поэтому ему важно понять, как претендент сам оценивает себя.

А стоит ли рассказывать о своих хобби?

Такие вещи, как «чтение книг», «разведение цветов» в современном резюме просто неуместны. В резюме все должно работать на ваш имидж. В данной графе можно написать, что вы занимаетесь каким-либо видом спорта или увлекаетесь туризмом.

Если есть личный сайт в Интернете, страница в ЖЖ, ВКонтакте и прочее, сообщать ли об этом в резюме?

Все зависит от специфики должности, на которую вы претендуете, но в целом, это не обязательная информация для резюме. Указание личных интернет-ресурсов не возбраняется в том случае, если вся информация, выложенная на электронных страницах, соответствует тому имиджу, какой вы представляете работодателю. Отмечу, что современный специалист должен уделять особое внимание содержанию своих личных электронных страниц, т.к. практика показывает, что современные HR-специалисты дополнительно изучают интернет-имидж кандидата, особенно на ключевые позиции компании.

Насколько уместен юмор в резюме?

Резюме — это документ, который не позволяет вольностей. Конечно, ирония выделит кандидата из общего потока претендентов. Но у работодателя сразу возникнет вопрос, стоит ли сотрудничать с настолько экстравагантной личностью. Ведь от будущего сотрудника ждут не только знаний и умений, но и адекватного поведения. Ну, разве что вы собираетесь работать аниматором (профессиональным организатором досуга на курортах, различных праздниках, акциях и презентациях)... Но ваш юмор должен быть абсолютно оправдан и... совпасть с чувством юмора у работодателя.

И еще один документ

Евгения, сейчас вместе с резюме очень часто требуют предоставить сопроводительное письмо. Какова его роль и чем оно отличается от резюме?

Это тоже может быть темой отдельного разговора. Коротко: сопроводительное письмо — это служебный документ, в котором, суммируя собственный опыт и образование, вы подчеркиваете, что являетесь идеальным кандидатом на указанную позицию. Сопроводительное письмо обычно имеет такую структуру:

  • Обращение. Лучше всего если письмо будет адресовано конкретному человеку.
  • Источник: откуда вы узнали о данной вакансии.
  • Цель: зачем вы пишете это письмо. •
  •  авыки: основные, которые требуются для новой должности.
  •  Контакт: где и как можно с вами связаться.
  •  Подпись.

Подписаться, например, можно так: «С уважением, Сергей Иванов». В письме можно объяснить, почему вы пишите именно в эту компанию и претендуете на эту позицию, показать свою заинтересованность в данной работе, а также продемонстрировать деловой этикет, что в совокупности позволит работодателю достаточно высоко оценить ваш профессиональный имидж.

Образцы составления Резюме

Лора НЕПОЧАТОВА

 

RSS
     
0

Другие статьи по темам: резюме, правила составления резюме

Внимание! Отвечать на темы или создавать их позволено только зарегистрированным пользователям.

Войти на сайт под своим именем или зарегистрироваться?