Как начать карьеру в гостиничном бизнесе

Из первых уст
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 9 января
Интервью с дежурным менеджером Ritz-Carlton Еленой Климовой.
Елена Климова
— Чем занимается дежурный менеджер?
— Я отношусь к администрации отеля, подчиняюсь напрямую генеральному менеджеру и директору фонда. У меня же в подчинении все и никто: я отвечаю за всю операционную деятельность и могу подойти к любому сотруднику — он должен ко мне прислушаться.

В отсутствие генерального менеджера, я — главное ответственное лицо. По сути, работа состоит в том, чтобы решать проблемы и задачи: если что-то случилось в баре или в номере, мне звонят за советом и решением проблемы. Кроме помощи сотрудникам, в мои обязанности входит общение с гостями — их проблемы тоже решаю я. Ежедневно в в Ritz-Carlton живут очень важные люди: директора компаний, звезды, политики, президенты. Дежурный менеджер встречает и провожает таких гостей.

Если у меня нет текущих дел, то я нахожусь в лобби и наблюдаю за тем, как работает отель, опрашиваю сотрудников по стандартам. Смотрю, как работник выглядит и как разговаривает. Мне важно, чтобы служащие выполняли работу грамотно. Новыми сотрудниками тоже занимаюсь я.
— Кому подходит работа в гостиничном бизнесе?
—  В гостиничном бизнесе я работаю 12 лет. Второе высшее образование я получила в École hôtelière de Lausanne (EHL, Школе гостиничного менеджмента Лозанны. — примечание Rabota.ru), которая считается лучшим вузом в мире в сфере гостеприимства. Школа уже более 100 лет готовит топ-менеджеров для мировых отельных сетей, и там нас научили всем необходимым отраслевым стандартам, необходимым в этой сфере. В Швейцарии говорят, что для работы в отеле нужна страсть, потому что нужно быть стрессоустойчивым и любить людей. Мы работаем с людьми, решаем их проблемы и рады, когда наши клиенты получают тот уровень сервиса, который ожидают.

Меня всегда привлекали общение и путешествия. Я владею пятью языками, и мне всегда было интересно общаться с иностранцами.

Работа в отельном бизнесе — это возможность путешествовать. Для всех сотрудников отельного бизнеса действуют очень хорошие предложения по сети, скидки по всему миру, можно пожить в пятизвездочном отеле в номере, который стоит 500 евро, всего за 50. Это большой плюс. А еще это возможность работать по всему миру и построить международную карьеру, пожить в разных странах.
—  С чего вы начинали?
—  Я начинала работать пажом, разносчиком почты в «Балчуг-Кемпински». Это была моя самая первая должность: я должна была стоять у входа, улыбаться, встречать гостей и выполнять мелкие поручения: принести газету, отнести гостю ключ — элементарные вещи. Это та работа, которую я получила после окончания вуза по направлению «гостиничный бизнес и туризм».

Сейчас студенты приходят и сразу хотят быть менеджерами. Это везде так, в Европе тоже, но это совершенно неправильно. Если вы не начнете карьеру с низов, вы не сможете быть грамотными менеджерами.

Работа пажом — это всего на несколько месяцев, если хорошо себя проявляешь, то делают координатором, помощником менеджера. Я стала менеджером через полтора года. Это нормально.
— На какую зарплату можно рассчитывать в гостинице?
—  В гостиничном бизнесе зарплаты небольшие, потому что, как и в ресторанах, у нас много чаевых. Менеджеры зарабатывают 60−80 тысяч максимум, но есть система поощрения. Предположим, вы работаете на ресепшн. Гость хочет заселиться в стандартный номер, а вы ему предлагаете люкс, и если гость соглашается, то вам идет 25% от продажи этого номера. Люди, которые умеют продавать, вполне могут заработать и 100 тысяч на номерах — все зависит от желания.
— Что важно при устройстве на работу?
Любой работодатель хочет видеть пунктуального сотрудника. Если вы опаздываете на собеседование, то 50% вас не возьмут. Гостиничный бизнес очень любит пунктуальных. Также нужно правильно одеться: быть в костюме с естественным макияжем, косметики не должно быть много, нужно выглядеть естественно и опрятно. Это 30% успеха. Нужно выглядеть заинтересованно, показывать, что вы хотите здесь работать и сделаете все, чтобы работодатель был доволен результатом.
— Вы учились в Швейцарии. Чем учеба в Европе отличается от российского образования?
—  Там больше ориентированы на практику: три недели учитесь, а потом неделя практики. При бизнес-школе EHL есть ресторан, и там вы работаете то на кухне, то в ресторане официантом. Бывают и практические выездные сессии, и реальные маркетинговые кейсы. Например, вы разрабатываете стратегию для компании Rolex, которая хочет увеличить продажи, и это стратегия потом реализуется. Несколько раз во время учебы студенты проходят практику в отелях в самых разных уголках мира — от Азии до Америки, это тоже помогает постичь азы сферы гостеприимства на личном опыте.

Кроме этого, в Швейцарии больше учат маркетингу и ресерчу: искать информацию, анализировать ее, предлагать решения и презентовать результаты. По всем предметам есть групповые проекты, то есть вы работаете в команде.

В конце каждого семестра вы сдаете экзамены, только сессия длится не месяц, а всего неделю, то есть у вас 3 экзамена каждый день и все на компьютере, невозможно ни списать, ни «за красивые глаза» получить оценку.
— Вы стажировались в Европе. Отличается ли отношение к стажерам?
— К стажерам в России и в Европе относятся одинаково, и подходы к стажировкам общие, но в России практика в отельном бизнесе не оплачивается, а в Европе стажеры получают в среднем 400−500 евро.

Моя первая стажировка была в Женеве в Hotel de la Paix, и там платили 2,5 тысячи франков, на российские деньги сейчас это 150 тысяч рублей. Но получить практику в Европе практически невозможно. Мне устроиться помогли друзья друзей. Все дело в бюрократических трудностях: чтобы привлечь российского гражданина, нужно оформлять разрешение и платить налог — отели просто не хотят связываться с бюрократией. В США и в Азии найти стажировку и работу намного проще, но в Европе попрактиковаться с русским паспортом практически нереально.
— Готовы ли работодатели трудоустраивать стажеров?
Разумеется. Стажировка именно для этого и нужна. В Женеве я работать не осталась, поскольку мне нужно было еще год доучиться. После выпуска я устроилась в Hotel de Crillon — это один из семи паласов в Париже, 7 звезд, у нас таких нет. Там я тоже сперва работала стажером, но потом получила предложение о работе и несколько лет была там, пока не вернулась в Россию по семейным обстоятельствам.
— Что самое трудное в гостиничном бизнесе?
— Соблюдать баланс между работой и личной жизнью. В отельном бизнесе так: чем выше должность, тем больше времени вы тратите на работу. Карьера это очень хорошо, при этом у меня есть 40-летние коллеги с феноменальной карьерой, но одинокие. Я бы так не хотела. Эта ситуация объясняет и то, почему так мало женщин управляющих: карьеру проще построить мужчине.
Беседовала Алиса Иваницкая
Обложка: pixabay.com
Работа в сфере «Туризм, Гостиницы»
Горничная
Гостиница SK ROYAL (Которосльная наб., 55)
договорная
Администратор
Сауна
Баня / Сауна
15 000 руб.
Менеджер по продажам
ООО ДАЛЬНОБОЙ
Логистическая компания
25 000 – 90 000 руб.
Менеджер по работе с туристами
ООО "Альта-тур"
Туристическое агентство
30 000 – 40 000 руб.
Все вакансии
Вы успешно подписаны на еженедельную рассылку новых материалов.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях: